07-06-2018 14:36

Качественное звукоизвлечение на гитаре, виды звукоизвлечения и его особенности

Качественное звукоизвлечение на гитаре, виды звукоизвлечения и его особенности

Музыка гитары показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе (Эмерсон Уолдо) Звук — основное средство выразительности. Музыкальная мысль создается из музыкальных звуков, от качества звучания которых во многом зависит качество сыгранного произведения произведения на гитаре в целом. Выбор гитары играет важнейшую роль в плане качества звукоизвлечения, а также выбор стиля музыки. Обучение игре на гитаре с самого начала занятий нужно проводить правильно, чтобы это запомнилось раз и навсегда. А именно обратить внимание на правильную посадку, на постановку правой и левой руки, причем необходимо внимательно следить за тем, чтобы руки и корпус были расслаблены, пальцы обеих рук сохраняли полукруглую форму, и были параллельны между собой, собраны все вместе. В уроках гитары упражнения на развития техники позволяют в естественном положении без зажатости рук извлекать чистое звучание. Систематические занятия уроки игры на гитаре и работа над ошибками позволяют отработать технику до автоматизма, что значительно ускоряет процесс обучения игры на гитаре. Рисунок 1. Форма ногтей гитариста для игры на классической гитаре: верхний ряд – правильная, нижний – неправильная Ногтевой способ извлечения звука. Звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки. Кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн и почти одновременно струна скользит на ноготь, который и заставляет струну звучать. От такого удара звук делается сильным и ярким. При игре ногтевым способом ногти не должны быть длиннее, чем на 1,5—2 мм над уровнем подушечек пальцев, должны иметь полукруглую форму и концы их должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом способен извлекать звук краем подушечки. Способ извлечения звука подушечками (мякотью) пальцев правой руки состоит в том, что кончики пальцев правой руки при ударе касаются только подушечками пальцев, без участия ногтей. Таким способом гитаристы почти не пользуются, так как инструмент звучит гораздо тише, чем при ногтевом способе. Если извлекать звук только мякотью пальцев, то ногти, разумеется, должны быть коротко острижены. Удары пальцев правой руки, направленные сверху вниз и снизу вверх, должны быть примерно под углом 45° по отношению к деке. При извлечении звука при игре на гитаре надо овладеть двумя приемами, на которых построена вся техника правой руки: — апояндо удары указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки, направленные сверху вниз (по направлению к деке). — тирандо удары указательного, среднего и безымянного пальцев, направленные снизу вверх (от деки). Рисунок 2. Способы звукоизвлечения апояндо и тирандо Обучение игре на электрогитаре. На электрогитаре в основном применяется игра медиатором. При его использовании звучание аккордов приобретает специфичный характер, подчеркивающий ритмический рисунок музыкального произведения, предавая ему своеобразную окраску. Для правильного извлечения звуков медиатором необходимо производить достаточно резкие и быстрые движения кистью с учетом характера исполняемого произведения и указанной длительности аккордов. Комбинированный способ извлечения звука тот, при котором гитарист может играть на гитаре и медиатором и пальцами. Медиатор удерживает большой и указательный пальцы; средний, безымянный и мизинец при этом можно также использовать для звукоизвлечения. Тэппинг. В последнее время гитаристы стали использовать принципиально новые приемы игры на гитаре — звукоизвлечение пальцами правой и левой руки ударами по струнам на грифе между ладов на грифе. Звук на гитаре извлекается посредством щипка, или, точнее, удара по струнам кончиками пальцев правой руки. Большой палец производит щипок от себя, указательный, средний и безымянный палец производят щипок к себе. Извлекать звук на струне гитары можно от подставки и до грифа. Отрезок, на котором можно извлекать звук, нужно разграничить на три части.   Рисунок 3. Отрезок струн на гитаре от подставки до грифа В верхней части гитары звук наиболее мягок и тих. В нижней части звук резкий и сильный. Играя в этой области "боем" слышен треск от ударов ногтя о струны. Средняя часть гитары — это что—то среднее между верхней частью и нижней. Также очень важно распределение пальцев правой руки на струнах и пальцев левой руки на ладах, что называется аппликатурой. От правильной аппликатуры зависит не только легкость игры на гитаре, но и качество исполнения. В нотных записях для гитары аппликатура часто не проставляется, что приводит к многочисленным ошибкам, если у исполнителя нет навыка правильной расстановки и чередования пальцев, ведь именно на гитаре возможны самые разнообразные варианты извлечения звука. Аппликатурные приемы делают игру на гитаре более выразительной и колоритной. Научившись правильному использованию аппликатуры, гитарист будет лучше ориентироваться на грифе, играть с более чистой интонацией, быстрее запоминать музыкальное произведение благодаря развитию музыкальной памяти и успешно читать с листа ноты для гитары. Сложности при расстановке пальцев подразделяется на естественные, связанные природными возможностями пальцев и индивидуальными особенностями рук исполнителя (размером, силой, ловкостью и т.п.), и искусственные, возникающие в результате привыкания к неправильной расстановке. Первой можно исправить путем постоянной, регулярной и внимательной работе. Вторые исправляются только при помощи учителя игры на гитаре. Школа гитары изначально правильно обучает гитариста, исключая тем самым неправильную постановку рук. Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики и штрихов. Отработав правильную технику, получив чистое звучание игры на гитаре (смотреть видео игры на гитаре) можно работать над дополнительной выразительностью, придающие звучанию наиболее яркую окраску и позволяющие добиться самых разнообразных эффектов. Научиться играть на гитаре может каждый, но частым препятствием в развитии гитариста становится самообучение игры на гитаре, так как первоначально могут допускаться и заучиваться ошибки в постановке рук и звукоизвлечении. Александра Глущенко 24.10.2012 

Источник