Уроки гитары, в отличие от, скажем, чтения или арифметики не являются обязательными для изучения на всем жизненном пути человека. Уроки гитары – факультатив, на который можно записаться по спонтанно возникшему желанию. И если Вы – начинающий гитарист, то решающим фактором в освоении гитарного мастерства будет именно правильно выбранный репетитор. Многие выбирают преподавателя исключительно по его знаниям и умениям. Подход, конечно, логичный. Но не совсем верный. Думаю, ни для кого не секрет, что наличие образования по любому профилю не может гарантировать знаний в этой области, а уж тем более таланта в преподавательском мастерстве. Ведь далеко не каждый выпускник Политеха может преподавать физику с математикой. И даже не каждый выпускник педагогического института сможет учить других. Важно одно: необходимые знания должны переходить их одной головы в другую так, чтобы они там могли задержаться надолго. Для этого учитель должен соблюдать несколько важных правил, о которых я поведаю Вам ниже. Умение донести материал в понятной форме
Вам будет интересно:Купить гитару или одолжить у друга? Полезные советы
Вам будет интересно:Конкурс от школы гитары Алексея Гриффа «Поймай покемона — получи бесплатный урок»
«Если ты не можешь объяснить что-то шестилетнему ребенку, то ты сам этого не знаешь» А. Эйнштейн. А ведь какие меткие слова! Попробуйте объяснить 3-5-ти летнему сыну или дочери такие понятия, как «почему дует ветер», «как летает самолет», «почему животные не улыбаются», «почему у человека 5 пальцев» и т.д. Перечислять детские вопросы, количество которых может за день достигнуть нескольких сотен, можно долго. А вот как дать ребенку такой ответ, чтобы он понял, и чтобы сам родитель не ударил в грязь лицом незнанием, задача не из легких. Мои коллеги – преподаватели любых дисциплин, читающие эту статью, поймут меня. Ведь каждый из нас может с ходу назвать свой ТОП-5 самых тупиковых вопросов от учеников, которые вводили в ступор не то что специалистов, а и профессоров с академиками. Судьба учителя гитары так же неотъемлемо связана с вопросами, ответы на которые знает не каждый профессионал. И дело не в самой специфике вопроса, а в его постановке. «Можно ли на классическую гитару ставить металлические струны?», – ответ: «Нет!». И тут же нас догонит следующий вопрос: «А почему?». И вот здесь и начинается истинная проверка знаний учителя гитары в физике. Потому что нужно доступным языком объяснять про разницу в материалах, из которых изготовлены нейлоновые и металлические струны, их физические свойства с точки зрения сопромата и теории упругости. Углубляйтесь ровно настолько, насколько позволит объем Ваших знаний в этом. Главное – понятным языком объясните ученику почему «нет» и объясните, почему так. Вы – учитель гитары, ключевое слово «учитель». И Вы обязаны быть готовы к тому, что к Вам будут относиться как к учителю. А кто такой учитель с точки зрения ученика? Человек, который знает всё! Никаких «да» или «нет». Вы не в ЗАГСе, а на уроке гитары. Извольте объяснить, почему нельзя делать медиаторы из стекла, почему нельзя красить гитару баллончиком, в чем сложности изготовления гитары в домашних условиях, из какого материала сделаны лады, какой аккорд самый красивый, какое произведение самое легкое/сложное. Этими вопросами ученики дают понять, что доверяют нам свою голову для закладывания в неё информации. И ответственность за её достоверность лежит на нас, учителях.
Вам будет интересно:Уроки гитары на каникулах. Курс обучения «Летний»
Отношения «учитель – ученик» на уроках гитары Психологи утверждают, что учить ребенка должен чужой человек. Это связано с неким антагонизмом «ребенок – родитель», который порой вырабатывается в процессе воспитания ребенка родителями. Если родители сделали свой выбор и по одному из запросов в интернете, вроде «учитель гитары», «учитель гитары Киев», «уроки гитары», «уроки гитары Киев» или по любому другому они нашли Вас, значит, к Вам испытывается доверие в том, что именно Вы, по мнению родителей, будете лучшим учителем гитары для их ребенка. Ваша задача проста: подтвердить их догадки. Делайте то, что должны – учите ребенка играть на гитаре. В процессе сотрудничества у Вас будут складываться некие взаимоотношения. Я, например, регулярно с некоторыми учениками посещал и до сих пор посещаю рок-концерты, джемы, сейшны и т.д. Спишем это на своего рода тимбилдинг. Со многими учениками, которые у меня уже отучились, мы продолжаем поддерживать дружеские отношения, в том числе, продолжаем ходить на концерты и вспоминать былое, как когда-то он гитару настраивать не умел и как брал первые аккорды. Это как первые шаги собственного ребенка. Забыть невозможно. Вы, вроде, чужой человек и не обязаны уделять столько внимания. Но ведь Вы же и участвуете в формировании ученика, как личности. Подумайте только, возможно записаться на уроки гитары – это его первое самостоятельное решение. А в каком виде останутся воспоминания от уроков гитары на 50 % зависит от ученика и на 50 % от Вас. Быть примером Не таким, как Брюс Ли или Чак Норрис, конечно. Но, как утверждают психологи, детям свойственно подражать авторитетным взрослым. Поэтому Вы обязаны опрятно выглядеть (рваные джинсы, шорты, засаленные майки – в гараж), красиво говорить (без всяких там «прижми короче тута и играй чисто здеся»), вести нормальный образ жизни (только попробуйте прийти на урок с алкогольным или табачным перегаром). Читайте книги, ходите в спортзал и театры, развивайтесь научно и творчески. Повторяю: Вы работаете с детьми. Возможно, именно от Вас зависит принятие ребенком какого-то важного решения, в котором его не смогли убедить родители. За мою карьеру учителя гитары мне многих учеников–старшеклассников удалось убедить бросить курить, употреблять алкоголь на ранних стадиях в период «экспериментов». В основном мне это удалось из-за того, что сам я не курю и не употребляю спиртного вообще. Самое сложное на сегодняшний день, это вытянуть ученика из компьютерных игр. Но и эта задача осуществима. Я считаю, что лучше потратить одно-два занятия на пропаганду о преимуществах гитары перед компьютерными играми, чем слушать «гитарные страдания» в следствие невыученного домашнего задания, время на которое забивалось играми. Как такое сделать? Все очень просто: следите за собой. Не курите, откажитесь от алкоголя, побольше читайте, занимайтесь спортом. Вы, сами того не понимая, можете случайно стать авторитетом для некоторых Ваших учеников, с которых они будут брать пример не только в гитаре, а и копировать некоторые детали Вашего имиджа, Ваши крылатые фразы. Поэтому избавьтесь от слов–паразитов, пользуйтесь леденцами для свежести дыхания. Смотрите шире на вещи. Как бы Вы клево не играли на гитаре и каким бы классным учителем по гитаре Вы не были, дырку на носке тяжело скрыть. Следите за собой. Воспитывайте себя. Напоминаю: Вы – преподаватель. На Вас смотрят и Вам доверяют. Преданность любимому делу
Кризисные времена заставляют идти нас на разные шаги, чтобы выживать. Это толкает многих людей на разного рода отчаянные поступки, чтобы заработать. К чему это приводит? На некоторых сайтах репетиторов по игре на гитаре я встречал объявления вроде «Рефераты по экономике. Курсы английского. Уроки гитары. Недорого». Хм… Так в чем же этот человек специалист? Говорят, что нужно быть всесторонне развитым. Но… Я бы подумал трижды перед тем, как зайти в кабинет к стоматологу, у которого на табличке написано: «Стоматолог- Уролог-Проктолог-Нейрохирург-Психотерапевт». Как-то всего так много и все такое бессвязное… Ладно бы: «Уроки английского, немецкого, французского языков» или «Уроки гитары, мастер-классы по гитаре, гитарист на праздник». Здесь больше доверия, правда? Я работаю официально и плачу за это налоги. А есть люди, которые уроками гитары лишь подрабатывают, имея основную офисную работу 9-18. Уровень качества преподавания в этих разных случаях может отличаться.
Уроки гитары и системный подход
Как бы Вы не старались, одну программу подогнать под всех учеников Вам не удастся. Вспоминая упомянутое мной выше о том, что уроки гитары являются факультативом и лишь немногие выходят в свет отличными гитаристами, есть смысл уточнить, что у всех людей разные вкусы и разный коэффициент восприятия материала. Одни гитаристы читают длительности с первых занятий, другие никак не могут понять разницу между 8-й и 16-й. Кто-то хочет петь песни, кто-то играть Scorpions, кто-то джаз. Я люблю сравнивать частное факультативное репетиторство и общеобразовательную школу с рестораном против школьной столовой. В школе Вы будете есть то, что приготовлено. А в ресторане за немалые деньги Вам приготовят все, что Вы захотите. Но ведь дело не в том, чтобы дать человеку самое сложное произведение, а провести его кратчайшей дорогой к желаемому. Я часто встречаю людей, которые хотели бы играть на гитаре просто ради самого процесса. Ими являются мои коллеги по цеху – учителя гитары. Остальные же в подавляющем большинстве на сегодня хотят научиться исполнять любимые композиции и побыстрее. Того требует современный бешеный темп жизни. Задача частного преподавателя состоит в том, чтобы проанализировать в процессе первых занятий слабые и сильные стороны ученика и прописать грамотную программу обучения со сроками. Иначе есть риск того, что ученик потеряет интерес, ведь бессистемное обучение порождает безразличие. Будьте ответственными, коллеги!
Заключение: будьте ответственны
Повторяйте себе эту фразу как мантру. Именно от Вас может зависеть будет ли человек продолжать уроки гитары в принципе. Он, конечно, может бросить гитару, если окажется, что это не то, чем он хотел бы заниматься. А можете желание отбить Вы. Помните, что, если не сложилось с учеником у Вас, он может обратиться к другому учителю гитары. Не отбивайте желание ребенка к постижению многоликого гитарного Мира. И будьте ответственны!
У меня все. До новых встреч. Пишите Ваши комментарии ниже под статьей.
Искренне Ваш, Алексей Грифф
Источник