Каподастр в истории гитары После изобретения и освоения гитары, гитаристы, то ли благодаря желанию выделиться, то ли изобрести что-то новое, то ли благодаря обеим причинам, начали сталкиваться с проблемой стационарного зажимания струны (струн) на определенном ладу, чтобы можно было играть на других, более далеких от этих закрепленных нот ладах. Касалось это не только гитары, кстати, а и других струнных инструментов (лютни, виуэлы и т.д.) История каподастростроения насчитывает порядка 500 лет. А в те времена количество струнных музыкальных инструментов, будучи умноженным на количество струн на них, давало нашим предкам множество различных строев, которые часто приходилось менять в ходе выступлений. В виду того, что струны тогда делались из отходов животноводческого производства и они довольно нестабильно строили при перестроении, а хроматические тюнеры изобретут лишь через несколько веков, изменение строя струн при помощи колков по слуху могло занять довольно много времени и обязательно нервировало бы публику. Поэтому средневековые инженеры и музыканты с инженерным мышлением начали изобретать нехитрые устройства для быстрой смены строя. Самым элементарным оказался процесс подкладывания под струны металлических предметов, которые служили порожками для струн и давали возможность музыканту свободно работать на других ладах. Позднее были придуманы более хитрые технические приспособления для быстрой смены высоты струн. Даже сейчас изготовить каподастр в домашних условиях не составит никакого труда. Карандаш + кольцо из тонкой резинки = бытовой каподастр. Ну а эволюцию производства серийных каподастров предлагаю Вам изучить, дочитав статью до конца.
Вам будет интересно:Каподастр. Вопросы и ответы. Часть II – Необычные каподастры
Вам будет интересно:Каподастр. Вопросы и ответы. Часть III. Выводы и заключение
Итак, друзья мои, что такое каподастр и как с ним могут пересекаться уроки гитары? Каподастр (в пер. с итал. означает «нулевой лад») – это приспособление для одновременного прижимания одной или нескольких струн к грифу гитары на одном или нескольких разных ладах. Служит он для мгновенного повышения высоты всего строя или для взятия вспомогательного аккорда без перестроения гитары колками. На сегодняшний день существует несколько видов каподастров, которые служат разным целям гитаристов в их работе. Чаще всего используется каподастр, прижимающий все струны на определенном ладу, рычажного, пружинного или винтового типа. Ниже я опишу различные варианты каподастров и их специфику, чтобы каждый читатель имел представление об этом приспособлении. Зачем нужен каподастр и кому? Уроки гитары для начинающих крайне редко сопровождаются использованием каподастра. Более того, о существовании этого прибора некоторые гитаристы узнают лишь спустя несколько лет гитарной практики. Все потому, что его в большей степени используют профессиональные гитаристы. Особенно гитаристы-аккомпаниаторы в случае подыгрывания певцам с разным вокальным диапазоном в пределах одного концерта. Так же для исполнения мелодий в стиле фламенко для повышения строя используют каподастр – сехилью (см. дальше). Блюзовые гитаристы при работе в пределах одного концерта в разных строях не всегда могут менять гитары с разными строями и не всегда есть время на концерте перестраивать гитары колками, поэтому они используют каподастр «третья рука» и т.д. Каподастр пружинного типа («Прищепка») Один из самых удобных и самых распространенных видов каподастров для игры на гитаре. Удобство его заключается в практически мгновенной постановке его на нужный лад, быстрой перестановке на любой лад в процессе игры и таком же быстром снятии каподастра восвояси. Потому что делать всё это можно одной рукой. Минусом этого каподастра является скорый износ зажимной пружины, которая отдельно не продается и в сервисных центрах не меняется. Только новый каподастр спасет положение. Определить износ пружины Вам поможет характерный звон недожатых пружинным каподастром струн. Каподастры эластичные и рычажного типа Эти каподастры гораздо надежнее, реже выходят из строя и помогут превратить Ваши занятия гитарой в приятное времяпрепровождение, которое не омрачится звуком расслабленной пружины предыдущего вида. Но для установки рычажного или эластичного каподастра Вам понадобятся обе руки. Поэтому если Вам нужна быстрая установка и снятие каподастра, то Вам больше подойдет пружинный. Если же у Вас есть время на установку и снятия приспособления, то рычажный или эластичный каподастры Вам больше подойдут. Кроме преимущества надежности, у этих каподастров ниже стоимость. Правда у эластичного со временем растягивается резинка, а у рычажного может «линять» ремешок. Но, все равно, часто они служат дольше пружинных при интенсивном использовании.
Вам будет интересно:Учитель гитары. Кодекс чести
Каподастр обжимного типа От эластичного отличается тем, что фиксация вокруг грифа происходит благодаря защелкам. Он более надежен, чем эластичный в виду того, что здесь со временем не растягивается упругий элемент. Разве что защелки некачественных и удешевленных каподастров такого типа со временем могут «слизываться» при частом использовании.
Каподастр пружинно-обжимный Сопромат для гитаристов в действии. Пружина с тыльной стороны одновременно выполняет функцию и стягивающего элемента, и обжимного, фиксируя каподастр на грифе. Главное здесь – сила рук при натяжения пружины для замыкания каподастра. Быстро надеть/снять этот каподастр не получится. Зато этот может храниться на грифе Вашей гитары как стационарный каподастр, если Вам лень престраивать гитару из стандартного строй в какой-либо другой. Каподастр «на замке» По закону рычага, прикладываем силу к его плечу, и каподастр замыкается благодаря давлению, оказанному на подушку из эластичного материала, приложенную к тыльной стороне грифа. Со временем может изнашиваться эта подушка, теряя упругость. В случае выхода ее из строя подходящий материал для замены можно найти в любом строительном супермаркете.
Каподастр винтового типа Нечто среднее между эластичным и пружинным каподастром. Принцип его работы основан на передаче крутящего момента от винтового механизма каподастра к прижимающей пластине позади грифа, которая натягивает на себя планку каподастра, которая в свою очередь прижимает струны. На мой взгляд, это – самый надежный каподастр. Механику и устойчивость винтовых механизмов ещё в средние века освоили работники Священной инквизиции. А эти ребята знали толк в принципах действия подобного оборудования. Вот и к нам дошла физика этих конструкций в мирных целях, например, в виде точной регулировки винтами угла наклона биллиардного стола. Ну и в каподастрах винтового типа. Этот каподастр хорош. Как не крути.
Каподастр пружинно-винтового типа Из названия мы видим и механизм действия каподастра. В случае недостаточного усилия пружины, работающей на разгибание, при помощи специальной гайки мы можем уменьшить расстояние её рабочего хода, тем самым увеличив силу её давления.
Сехилья Страусиная печень со свининой, губы акулы с ростками бамбука, тушеное мясо кенгуру и сехилья. Вот далеко неполный список предметов любителей экзотики. Сехилья – деревянный каподастр, отделанный кожей в месте прижимания приспособления к струнам. Используется для игры в стиле фламенко. Стоит дорого, как любая экзотика и как любой артефакт фламенко-стайл. Изготавливается из черного, красного и других сортов древесины. Главным качеством сехильи является её легкость. Почему это важно? В виду того, что гриф гитары непосредственно участвует в звукоизвлечении, тяжелые каподастры из металлов и сплавов будут интенсивно глушить вибрацию нежных нейлоновых струн испанской гитары. Поэтому сехилья должна быть легкой. В свободной продаже на прилавках музыкальных магазинов сехилью Вы не встретите, потому что делается она под заказ у мастера. Хотя многие энтузиасты совершенно спокойно вытачивают себе сехилью вручную, наклеивая кусок кожи в месте стыка со струнами и прикручивая скрипичный колок вместо вытачивания и подгонки рукотворного механизма для натягивания нити, прижимающей сехилью к грифу. Что еще можно добавить… Чтобы понять разницу в звучании гитары с металлическим каподастром и сехильей, необходимо быть мастером фламенко и иметь по меньшей мере два каподастра и фламенко-гитару из, например, кипариса, стоимостью хотя бы $1000. На тему сехилья VS каподастр ведется множество дебатов, поэтому моя задача в данном случае состоит в раскрытии сути понятия «сехилья», а необходимость иметь такую вещицу в Вашем гитарном арсенале зависит только от Вашего вкуса.
Задавайте вопросы, пишите комментарии, делитесь с друзьями.
Искренне Ваш, Алексей Грифф
Источник