07-06-2018 14:25

Зачем нужна музыкальная теория? (часть I, вводная)

Музыкальная теория Одни её боятся, другие её ненавидят, третьи её презирают. При этом, никто из указанных в ней не ориентируется. Человек, профессионально занимающийся музыкой, всегда знает хоть на базовом уровне элементарную музыкальную теорию. К сожалению, гитаристы находятся в группе риска, как одни из самых ленивых музыкантов. С массовым распространением табулатур и аккордовых схем игры на гитаре, необходимость в изучении теории музыки практически отпала. На каждые 5 обращений ко мне по обучению игре на гитаре, в каждых 3-х я слышал: «А можно без нот?». Можно. Конечно можно. Как будто гитара не музыкальный инструмент. С подобным запросом учитель фортепиано, скрипки, флейты и т.д. отправил бы куда подальше. А мы, преподаватели гитары, научим и без нот. Но так досадно, признаюсь Вам, когда ученик осваивает гитару на высоком уровне, а нотный лист прочесть не может. Стыдно должно быть, товарищи гитаристы. Вы фактически втаптываете в грязь работу Сеговии и Альбениса. Не успели эти люди вписать гитару в Высшие музыкальные заведения, как многие простые обыватели всего за каких то лет 100 превратили её в дворовой инструмент  низкого уровня, используя менее одного процента возможностей этого прекрасного инструмента. Некоторым достаточно нескольких аккордов для развлечения, поэтому они не учатся дальше. А некоторые упираются в стену из лени и невозможности прочесть что-то с листа просто потому, что нет необходимых знаний. А получить их не хватает гордости, ведь сольфеджио- это скука. Сейчас я хотел бы разубедить в этом тех, кто ещё хочет что-то для себя изменить и стать лучше. Музыка – тоже является научной дисциплиной, как математика или география. И она так же имеет свой набор терминов. Мы же 10 лет в школе учим слова: уравнение, полуостров, суффикс, кислота, параллелограмм и т.д., но от слов диез, модуляция, транспозиция и проч. некоторые музыканты начинают кривить лицом и делать вид, что это их не касается. Если бы школьник не знал, что такое дискриминант квадратного уравнения, он бы не смог его решить, а окончив школу и став архитектором, не смог бы рассчитать траекторию движения воды по параболе в фонтане, на фоне которого любят фотографироваться те, кто считает, что квадратные уравнения в жизни не пригодятся. Это все равно, что сказать: «Я музыкант и знание нот для меня  бесполезно». Паваротти не знал нот, он писал какие-то крючки на нотном стане и его знает весь Мир Отвечу заранее на Ваши вопросы о тех великих музыкантах, которые не знали нот и достигли вершин в музыке. Для этого упомяну о Стиве Джобсе, Билле Гейтсе и Марке Цукерберге, которые бросили учебу ради бизнеса. Их ставят в пример школьники-лентяи, которых заставляют учиться из-под палки. Так вот. Эти трое действительно бросили обучение ради построения огромных многомиллиардных корпораций. И в Мире об этом часто упоминается. Вот только почему-то умалчивают о том, что вместе с этой троицей великих бизнесменов школу бросило еще несколько десятков тысяч учеников в поисках счастья. Вот только бизнесменами они так и не стали. Преступники, бездельники, тунеядцы ,наркоманы, проститутки,  алкоголики и т.д. Кто-то умер в неполных 30 лет, у кого-то жизнь пошла под откос из-за несбыточных надежд. А ведь давайте задумаемся об обществе и занятиях людей в нем. Во дворах всегда есть мальчишки, играющие в футбол. Среди них всегда будет лучший футболист. В компьютерном клубе среди завсегдатаев Контр-Страйка всегда будет лучший боец, одолеть которого никому из друзей не под силу. Так же и с музыкой: во дворе на 10 гитаристов будет один лучший. Так же и во времена создания классической музыки великие композиторы писали симфонии и оперы, равным которым нет по сей день. Они были лучшими. Они конкурировали благодаря слуху и несметным знаниям в музыкальной теории. Только так можно написать партию для, скажем, виолончели или флейты, зная всего лишь её тембр, частотный диапазон и нотную грамоту. И не обязательно даже брать инструмент в руки или владеть им в принципе. Музыка с каждым годом имеет все более низкое качество, на мой взгляд, из-за недостатка тех знаний, которыми владели Моцарт, Вивальди, Бетховен. Игра техничного гитариста, который не применяет теоретические знания при написании композиции, нынче напоминает мне игру дворового футболиста, который быстро бегает и классно водится в одиночку. Но ведь в футболе есть еще такое понятие, как тактика командной игры, что является своего рода спортивной теорией, без которой ни одна команда не пробьется даже в отборочный тур Лиги Чемпионов. Нынче ютуб заполнен фингерстайлами-каверами известных песен. Поздравляю, товарищи! Техника на высшем уровне. Гитара вышла на новые горизонты. А что дальше? Какое наследие мы оставим потомкам, которые захотят учиться? Мы же не пишем ничего достойного нового, используя наследие предков.  И лишь в редких видеоразборах песен люди указывают названия нот и приемов. Я все чаще слышу что-то вроде «берем отута», «прижимаем здеся» и «играем таким образом».  Ребята, если мы так же будем относиться ко всем отраслям науки, пренебрегая ею, то в скором будущем  мы от нанотехнологий вернемся к собирательству, жертвоприношениям, мракобесию и по новой будем открывать для себя колесо. Нынче желание всё упрощать для себя и других является одной из причин такого вот невежества. Новички, играющие на гитаре, воспринимают в видеообзорах информацию на слух и видят, как нужно двигать пальцами. Это, безусловно, прекрасные навыки. Но их можно передавать далее только визуально. А как же ноты? А как же длительности? А как же без знаний о них научить человека при импровизации сочинять свои ритмические рисунки? Музыка и другие науки В первом классе я впервые услышал фразу: «Математика – царица наук». Да ну, подумал я. А в музыке? Там же считать нечего. Как же я тогда ошибался. Длительности нот, метр, такт, ритм – сплошная математика. Помню, как в одном произведении слегка была затерта длительность одной ноты (что это за произведение было уже не помню, поэтому напишу произвольные ноты в такте, но смысл не меняется). Ученик спрашивает: «А что тут за длительность?». И тут я увидел обычное линейное уравнение вида Kx+b: Смотрите, размер такта ¾ говорит нам о том, что с левой стороны равенства будет три счёта, потому что размер такта должен соблюдаться. Справа мы имеем длительности нот, кратные четвертной (восьмые – ½ счета, шестнадцатые – ¼ счета, тридцать вторые 1/8 счета), согласно знаменателю размера такта. Выписываем равенство: 3 = 4*1/4+х+1/2+2*1/4+4*1/8 3=х+2 ½ Х=1/2, что соответствует длительности восьмой ноты. Вот так вот, господа. Кроме того, музыка неразрывно связана с медициной, физикой, физкультурой, биологией, историей и изобразительным искусством. Как именно, я расскажу в других частях. Оставайтесь с нами. Добавляйте в избранное. Пишите вопросы и комментарии под статьей. Искренне Ваш, Алексей Грифф

Источник