В этой статье будут рассмотрены наиболее часто задаваемые вопросы о струнах для акустических и электрогитар, с которыми я сталкивался на протяжении карьеры гитариста и учителя гитары. В моей практике преподавательской работы часто приходится менять комплекты струн на гитаре моим ученикам и за уже более чем 14-ти летний стаж количество замененных мною струн уже пошло на тысячи. Самый часто задаваемый вопрос после замены: Когда снова нужно менять струны? Попробую ответить комплексно.
Вам будет интересно:Какой должна быть первая гитара?
Внешний вид. Если струны выглядят новыми, значит пусть стоят. Качественные струны долго сохраняют товарный внешний вид. Это касается даже посеребренных струн, которые первыми теряют белоснежный цвет обмотки. Шершавые на ощупь струны следует заменить, так как у Вас их отбирают заботливые руки коррозии металла (в случае металлических струн). При игре на гитаре на струнах остаются влага и жир из наших пальцев, преступно проникая под обмотку и достигая корда (сердцевины). Если Вы играете на гитаре нерегулярно (пару раз в неделю и реже), то наверняка замечали, какими струны могут быть жесткими после недельных перерывов в игре. Здесь подойдут струны в полимерной оплетке. Они стоят дороже, но за счет специального покрытия коррозия не скоро доберется до обмотки, следовательно – до корда. Так же коррозия неизбежна при высокой влажности воздуха. Как Вы знаете, ни один металл без специальной защиты не спрячется от витающих в воздухе молекул воды. Гигиена. Следует обязательно мыть руки перед тем, как играть на гитаре. Мне часто приходится видеть налет черной грязи на тыльной стороне струны. В комплексе с описанными выше пагубными действиями коррозии, струны выйдут из строя гораздо быстрее. Кроме того, избыток грязи, который не осел на струнах, загадит Ваш гриф и его придется чистить. Простой тест – оберните струну белой бумажной салфеткой, прижмите и проведите вдоль струны. Затем разверните салфетку и взгляните внутрь. Если цвет не изменился (что возможно только на новых и ухоженных струнах), значит менять не время. Если салфетка почернела, значит, скорее всего, пришло время замены. Хотя, существует специальная жидкость для ухода за струнами. Если не лень – отмывайте и продолжайте использовать. Звук. Физический износ струн напрямую влияет на их звучание. Во-первых, звук становится каким-то тускловатым и приглушенным. Вследствие растяжения струн, что влечет за собой увеличение амплитуды колебаний, может возникнуть неприятное дребезжание об лады. Гитара перестает строить, так как со временем струнах образовываются канавки от ладов, что приводит к сплющиванию и уменьшению диаметра струн в местах регулярного прижатия. Моральное устаревание. Иногда просто хочется поменять струны, которые стоят уже месяц-другой но как-то не сильно радуют;) Подытожив все вышесказанное, рекомендую не спешить и не затягивать с заменой. Будьте объективными, слушайте звук и мойте руки перед игрой.
Вам будет интересно:Какие фирмы и модели гитар лучше подойдут начинающим?
Вам будет интересно:Гитара в нашем плотном графике жизни, или как себя мотивировать к занятиям
Можно ли ставить нейлоновые струны на вестерн-гитару, а металлические струны на классическую гитару? Этот вопрос, пожалуй, лидирует среди остальных. Ответ: «Нет». Если поставить металлические струны на классическую гитару, то возможны (а то и неизбежны) негативные последствия. Какие именно? Металлические струны имеют более сильное натяжение, по сравнению с нейлоновыми, отсюда следует, что возрастает нагрузка на все узлы крепления струн:
подставка (бридж) может просто оторваться, бывало, что раскалывался нижний и/или верхний порожек, раскалывались пластиковые трубочки, надетые на металлические части колков, где наматываются струны. Возрастает нагрузка на внутренние пружины корпуса гитары, что может деформировать верхнюю деку (в случае с дешевыми китайскими гитарами лично видел изогнутую под натяжением металлических струн верхнюю деку) Накладка на гриф классической гитары часто делается из более мягкой древесины, чем у эстрадной, что при частой игре аккордами протирает накладку до ямок на ладах. Лады недорогих классик так же делаются из более мягких сплавов, по сравнению с ладами вестернов. Следовательно, металлические протирают лады чуть ли не до накладки за считанные месяцы.
Некоторые скажут: «У меня на Кремоне, Орфее, Мьюзиме и т.д. стоят металлические и ничего». Позволю себе заметить, что во времена производства «тех» гитар на материалах не экономили и ставили добротную древесину и металл на лады. Это же касалось не только гитар (Кузова автомобилей Mersedes, BMW, Volksvagen, выпущенные в 80-е годы до сих пор ездят, тогда как современные быстрее поддаются коррозии). Теперь рассмотрим случай установки нейлоновых струн на акустическую эстрадную (вестерн) гитару.
В первую очередь, в случае современных вестернов, Вы столкнетесь с реальным неудобством установки нейлоновых струн при креплении их в районе бриджа. Последние годы производители делают гнезда для продевания струн в бридж не «сквозного» типа, а сверлят отверстия для просовывания внутрь корпуса наконечника струны с последующим углублением и фиксацией ее в бридже пластиковым стержнем. В случае установки нейлона, приходится изобретать кучу малоэффективных узлов, что испортит красивый вид бриджа и отнимет у Вас несколько часов труда. Если Вы все же установили нейлоновые струны на бридже вестерна, Вы столкнетесь со сложностью наматывания их на колки. На вестерне, в отличии от классической гитары, колковый барабан имеет меньший диаметр. Ведь для натяжения металлической струны хватит минимум три тонких витка, для нейлоновой может не хватить и 5. Чтобы нейлоновая струна не проскользнула, опять же, придется сквозь кучу узлов, делать кучу витков, обвив барабан до невидимости. После чего придется долго ждать и много раз вытягивать и настраивать струны, пока эти бесчисленные витки «усядутся». 30-40 подстроек в день на протяжении первых двух недель обеспечены. Если Вы установили нейлоновые струны на вестерн-гитару, Вы – молодец! Наслаждайтесь прекрасным звуком! Прекрасным звуком дребезжания нейлоновых струн об гриф и лады. Синтетические струны, в отличии от металлических, имеют бОлшую амплитуду колебаний, а посадочные места для струн эстрадной гитары ниже, чем у классической. Поэтому избежать дребезжания можно будет только в одном случае: если не играть на такой гитаре.
И последнее, что касается обеих гитар. Однажды один старый мастер с авторитетным отчеством Соломонович (а таких людей авторитет в музыкальных кругах безоговорочен) поведал мне следующую тайну, мол, ты, пацан, когда-то играл на классике с металлом или вестерне с нейлоном? Я утвердительно кивнул. Он задал вопрос: «Ну и как тебе звук?». Я ответил, что не очень. Он продолжил: «А все потому, что в нормальных классических гитарах используются мягкие породы древесины, которые лучше будут резонировать с нейлоном, а в хороших эстрадных гитарах корпуса делают из более твердых сортов, что лучше подчеркнет звучание металла». Почитай, говорит, спецификации и увидишь, что дерево на корпус и накладку у них отличается. Отсюда и несовместимость нейлон-вестерн и металл-классика. В заключение он добавил: «Колесо придумали много веков назад. Но мы же не ставим на автомобиль велосипедные колеса, на КАМАЗ деревянные от гужевой телеги?» Я снова утвердительно кивнул. «То-то же»,- ответил Б. Соломонович.
Так какие же мне ставить струны? (Производитель, цена, толщина, материал, тип обмотки и т.д.)
Таким вопросом обычно задаются начинающие гитаристы, профи сами знают, что им нужно. Этой теме посвящено море статей. Можно обчитаться до взрыва мозга. Поэтому я только немножко добавлю от себя к описанному материалу.
Итак: каковы задачи струн и чего Вы от них ждете?
Со струнами, как и в случае с автомобилем, носками или айфоном, лучше всего, когда они новые. Мне приходилось играть на noname-струнах мэйд ин сами понимаете кто, которые стоили как пара банок смазки для нервных волокон души. И я Вам скажу, что первые недели две они полностью справлялись с первородными задачами струн. Они держали строй, звучали и не рвались. Звучание довольно быстро тускнело и на третьей неделе порвалась первая струна. Но свои деньги они отстояли. Так вот, для гитары класса «Лес-Шашлык-Колхозный Панк» я бы не рекомендовал ставить Dunlop. Достаточно толщины 0.11-0.12 китайских или постсоветских струн. Если, конечно, Вы не собираетесь идти на шашлыки с Эриком Клэптоном или Кирком Хамметом.
Если Вы желаете играть по несколько часов в день, то я рекомендую для электрогитары американские струны Ernie Ball RPS или Rock-n-Roll. Меняю их раз в 1-2 месяца и все в порядке. На втором месте у меня для электро Roto Sound Nexus, затем обычный никелированный Roto Sound. Замыкают круг Dunlop и Dean Markley (никель). Играю исключительно на комплектах 10-46. Для меня эта толщина оптимальна. Более тонкие струны обладают худшим сустейном и я их как-бы плохо чувствую. Они мне как «паутинки», а более толстые в стандартном строе затрудняют скоростные соло-партии.
На эстрадную гитару я ставлю Ernie Ball 2047 (это их артикул на пачке. Толщина 0.10, бронза, с шелковой нитью между кордом и обмоткой). Дает приятное мягкое звучание. Кому надо круто звенеть – рекомендую Elixir.
На классическую гитару я тоже ставлю Ernie Ball (арт.2409. Бронзовые). Если Вы любите тихие динамические оттенки, то рекомендую посеребренные струны. Серебро дает наиболее тихое и мягкое звучание. Для романсов и аккомпанемента в p, pp или mp – самое оно. Для Классики в тех же динамических оттенках тоже подойдут. Но если Вы любитель поиграть на классике разные фингерстайлы и больше любите форте, то лучше брать бронзу. Да и товарный вид она держать будет подольше, так как не белого цвета.
Пишите комментарии, добавляйте страницу в избранное, делитесь с друзьями!
С уважением, Алексей Грифф
Источник