07-06-2018 14:35

Как научиться играть под метроном на гитаре

Как научиться играть под метроном на гитаре

В сегодняшней статье мы коснемся интереснейшей темы, а именно, как научиться играть под метроном и правильности самостоятельных занятий с метрономом. Эта тема касается как чувства ритма, так и развития технических данных гитариста, понимание, как правильно заниматься с метрономом, очень важно для роста гитариста, так как, не умея правильно пользоваться метрономом и не имея развитого чувства ритма, гитарист не сможет полноценно раскрыться, ибо ритм это основа качественной и красивой музыки. С годами практики обучения я могу сказать, что образно можно провести две параллели между людьми, при этом на начальном этапе ни одни, ни вторые не знают, как играть под метроном. Когда приходит время занятий, одни интуитивно и правильно попадают в клик метронома, другая часть клиентов, приходят и говорят: «у меня нет чувства ритма», «я не слышу метроном» или еще такое: «давайте что-то другое поиграет, я с метрономом не дружу». Знакомая ситуация? Мой ответ: «…если вы пришли обучаться, значит, разберемся, что такое метроном, ничего страшного в этом нет…» после чего я объясняю, как и почему надо играть под метроном, как правильно надо заниматься на гитаре, выстраиваю систему для развития ритма и не только. Первая категория людей попадает под ту категорию, которую называют в народе «талантами». Многим известна поговорка: «Талант – это 10 процентов дара и 90 процентов труда». К примеру: «…ребенок растет, ему включают музыку, он слушает, с годами у ребенка прививается любовь к музыке, он подрастает, родители по эмоциям ребенка уже видят, что ребенку нравится. Ребенок начитает стучать в «такт» музыке, и вот этим стуком в такт музыке он начинает явно показывать чувство ритма и с последующим акцентом ногой он все больше и больше развивает в себе это чувство. В последующей жизни, когда ребенок станет взрослым, у него будет четко развито понятие такта…» Этот маленький пример показывает, как развивается «талант», конечно в жизни не все так просто, вкратце идея, я думаю, вам понятна. Я всегда всем клиентам с уверенностью говорю: «…талант есть у каждого, у кого-то больше, у кого-то меньше, все зависит от подхода к занятиям. Давайте рассмотрим, как научиться играть под метроном, чтобы понять, что талант есть у каждого. Вообще в идеальном варианте лучше всего найти в своем городе хорошего преподавателя, который доступно расскажет о ритме, такте, пульсации и т.д. Это вам гарантирует стопроцентный результат. Я знаю, не у всех есть возможность попасть к квалифицированному преподавателю, причин может быть множество: отсутствие свободных мест, преграда в отдаленности ученика и т.д. Далее объясню последовательность действий перед тем, как вы включите метроном. Все в мире строится от простого к сложному и никак иначе. Этот пример всего  лишь приблизительная последовательность построения занятий для развития ощущений чувства метроритма, суть подхода остается неизменной.  Пример 1. Как практика показывает, главное правильно начать, после чего человек, который вообще не мог в клик попасть ногой, начинает очень чувственно ощущать ритм и последующие ритмические рисунки становятся простыми. На занятиях я контролирую происходящее и моим клиентам проще, здесь же вся надежда на вас, внимательно читайте и подходите ответственно к упражнению, каким бы оно не показалось простым, это ваше начало пути, будьте критичны к себе и очень внимательны. Выставьте на метрономе комфортный для себя темп, это может быть 50-60 bpm (beats per minute – ударов в минуту). Послушайте каждую долю метронома, научитесь считать вместе с метрономом, на каждый клик   метронома проговаривайте: «раз-два-три-четыре».  Теперь постарайтесь отстучать каждую долю ногой,  обязательно следите, чтобы ваш удар ногой совпадал с кликом метронома, не забывайте для лучшего контроля параллельно считать вслух. Когда наши действия стали более синхронными и более понятными, можно приступить к упражнению с гитарой. Попробуйте сыграть следующее на гитаре под метроном.     Это упражнение Вам даст четкое понятие «четверти». Знаком «>» показаны акценты, которые должны совпадать с кликом метронома, обязательно при выполнении этого упражнение считайте вслух вместе с метрономом, пока не достигнете уверенности.     Пример 2:     В этом упражнении наша задача научиться играть под метроном «дуоль» распределить сильные и слабые доли. Посмотрите на рисунок ниже, акцент стоит на первой и третьей доле, в этот момент мы должны совпадать с метрономом, вторая и четверная доля приходит на слабую долю, т.е. на момент, когда метроном не звучит. Для лучшего ощущения метроритма сначала просто просчитайте вслух упражнение, только потом выполняйте упражнение с гитарой. Со счетом это будет выглядеть так:     Пример 3:     В примере номер три мы учимся играть «триоль», очень важно ощущать в себе трехдольный ритм, проведите уже привычный нам ряд манипуляций со счетом и лишь потом сыграйте упражнение на гитаре. Первый удар совпадает с ударом метронома, второй и третий мы играем между ударами. Будьте внимательны!     Пример 4: Это последний из простых ритмических рисунков «квартоль».     Первый звук приходит на клик метронома ,последующие удары это слабая доля, относительно слабая и слабая. Сначала считаем, счет выглядит так.     После того как мы поняли, как считать, играем на инструменте, стараясь четко попадать в клик метронома. Вот такой вот небольшой экскурс как научится играть под метроном и лучше чувствовать ритм. Главное помнить, что занятия с метрономом это всего лишь помощь в развитии и как еще один способ лучше раскрыть свой потенциал. Очень важно правильно уметь использовать его по назначению, а не приводить свои занятия на гитаре в сплошную рутину упражнений. Соблюдайте четкий баланс между упражнениями и музыкой в целом. Если вы не видите результатов уже длительное время, значит, вам стоит заниматься с хорошим квалифицированным педагогом, который обязательно сделает ваши занятия более эффективными и увлекательными. Не забывайте о своей мечте, ведь, прежде всего музыка! Успехов вам! С уважением Сергей Глущенко  04.03.2015 

Источник