07-06-2018 14:36

История игры на гитаре, происхождение гитары и ее виды

История игры на гитаре, происхождение гитары и ее виды

Рисунок 1. Старинные предшественники гитары Удивительна история гитары! Пройдя путь от египетской кифары до современного разнообразия форм и строя, гитара всегда оставалась любимицей, как музыкантов-профессионалов, так и просто любителей красивой музыки. Еще с давних времен многие люди были околдованы ее чарующим звуком, который пройдя многие столетия, становился все привлекательнее… Гитара — это струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки, являясь основным инструментом в таких музыкальных стилях, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка, иногда джаз и другие. Рисунок 2. Киннора, кифара, тар  Происхождение гитары. Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара. Она имела плоский тяжелый деревянный корпус, к которому крепились струны, с прямыми или фигурными очертаниями. В основном начало родословной гитары относят к античным временам, аргументируя это тем, что слово «гитара» происходит от названия кифара. Одним из предшественников гитары является также иранская лютня — тар. Происхождение названия. Одна из версий названия инструмента, которое мы употребляем в нашем современном мире «гитара» произошло из санскрита, и объединяет два слова: «сангита» которое означает «музыка» и древнеперсидского «тар» на русском означает «струна». По второй версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», что в переводе значит «четырехструнный». Популяризация гитары интенсивно возрастала в Средней Азии, Греции в западной Европе, чем претерпевало множественным изменениям слова «гитара»: «кифара» в Греции, «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» в Франции, «guitar» в Англии, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке. А родиной сегодняшней современной классической гитары, несомненно, является Испания, где и произошла эволюция этого инструмента. Все началось со струнно-щипковых инструментов «лютни» и «виуэлы», которые дали огромный толчок в рождении нового инструмента — гитара. Рисунок 3. Классическая, испанская, русская гитары  Классическая гитара. Струнно-щипковый инструмент с широким грифом и синтетическими (нейлоновыми) струнами. Конструкция современной классической гитары, разработанная еще в XIX веке испанским мастером Антонио Торресом, оказалась настолько удачной, что и по сей день остается неизменной. Играть на классической гитаре рекомендуют начинающим ученикам. Но это не значит, что на классической гитаре играют только «новички». Как музыкальный инструмент гитару в совершенстве в высших учебных заведениях, консерваториях, училищах, музыкальных школ, школы гитары и студии уроков игры на гитаре. А среди самых известных и распространённых музыкальных инструментов ее «Величество гитара» заняла почетное место во всем Мире. Классическая гитара достаточно выделяется среди остальных гитар своим благородным, чуть приглушенным тембром. Этот музыкальный инструмент «заточен» под высокие ноты, а акцент сделан на нижние 3 струны. Часто ее тембр и звук зависит от вида древесины, из которой сделана сама гитара. Играют на гитаре пальцами, так называемым пальцевым стилем. Однако в 50-х годах XIX века многие историки отметили спад гитарной лихорадки по всему Миру за исключением Англии и Испании, где гитара по-прежнему пользовалась ошеломляющим успехом. Спад ее популярности произошел в Европе за счет того, что большую популярность приобретало фортепиано. Рисунок 4. Фламенко  Испанская гитара. Начиная со времен зарождения гитарной музыки, испанцы отличались традиционным пристрастием к игре на гитаре, называя ее королевой музыкальных инструментов. Их национальной чертой является виртуозное владение гитарой. Если в истории классической гитары были периоды подъема и упадка, то в народной музыке Испании гитара была одним из часто используемых инструментов. На юге Испании в Андалузии даже есть народная пословица: «Кто говорит о гитаре, говорит об Андалузии». Слияние музыкального сопровождения, пения и танца создало в Андалузии традиционный музыкально-танцевальный стиль фламенко, представленный несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике, иногда — кастаньетами. Исполнители фламенко называются «байлаор» (танцор) и «кантаор» (певец), «токаор» (гитарист). Путешественники XIX века удивлялись удивительной свободе и непринужденности простых людей Испании, когда дело касалось песен и танцев. На вечеринке, на улице или на площади, стоило у кого-нибудь в руках оказаться гитаре, как вокруг тотчас же собирался народ, готовый петь и танцевать. Гуляя по городу, всегда можно было встретить какого-нибудь гитариста, окруженного танцующими людьми. Гитары Фламенко на первый взгляд не имеют отличия от обычных классических гитар. Боковые стенки самого корпуса и задняя дека гитары в большинстве случаев производятся из кипариса, а не палисандра, как это привычно для обычных классических гитар. Это позволяет достичь более яркого звучания гитары. Порожки сделаны ниже, чем обычно. Это придает звуку остроты и яркости. К тому же такое низкое расположение струн значительно облегчает игру левой руки и дает возможность извлекать характерный перкуссионный звук (когда струны ударяются о лады). Для большего удобства корпус гитары Фламенко чуть меньше и тоньше чем у классической гитары. На верхней деке испанской гитары имеется гольпеадор – это тонкая пластиковая пластинка, которая защищает корпус гитары от воздействия ударов правой рукой. В настоящее время также существует универсальная гитара, которая совмещает особенности конструкции классической гитары и гитары Фламенко. Она называется «guitara negra». Такая гитара изготавливается из более темных пород дерева, отсюда и название (дословный перевод «черная гитара»). Рисунок 5. Цыганская (7-струнная русская) гитара  Русская гитара. В отличие от классической гитары, которая имела шесть струн, в русской акустической гитаре их было семь. В Россию гитара дошла относительно поздно по сравнению с Европой. Там она была известной и популярной уже более 5 веков. Так западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце 17 — начале 18 веков. Официально гитара появилась в России в конце XVIII — XIX века. Популярность семиструнной гитары музыковеды связывают с выдающимся русским гитаристом и музыкантом Андреем Осиповичем Сихрой, который для семиструнной гитары написал около тысячи произведений. Считается, что именно легендарный Андрей Сихра изобрел и положил начало русской гитаре. Семиструнная гитара была популярна в России до Октябрьской революции. Далее профессиональные музыканты все больше начали обращаться к классическому инструменту — шестиструнной гитаре, а семиструнной гитарой пользовались лишь некоторые исполнители авторских песен, барды, а также живущие цыгане в России. Так российскую гитару еще называли цыганской. В наше время русская цыганская гитара применяется крайне редко для исполнения русских романсов. Рисунок 6. Сравнение классической, эстрадной, полуакустической, электро гитар  Акустическая гитара. Стремительное развитие музыкальных стилей и направлений в гитарной индустрии привело к тому, что классическая гитара далее продолжила свою эволюцию. Современные акустические гитары могут иметь встроенные звукосниматели: магнитные, пьезоэлектрические, с эквалайзером и регулятором громкости. Акустические гитары – это гитары, достаточно громко и качественно звучащие без использования звукоусиливающей аппаратуры. Акустические гитары подразделяются на две подгруппы гитар: классическая и эстрадная. Классическая гитара, как видно на рисунке, имеет достаточно широкий гриф и объёмный корпус. Струны на классической гитаре, как правило, синтетические. А эстрадная гитара имеет более узкий гриф. На верхнюю деку может устанавливаться накладка пикгард (pickguard) – тонкая пластинка из твёрдого материала (например – пластмассы), прикрепляемая ниже первой струны, и предохраняющая гитару от разрушительного воздействия ударов медиатора, необходимых при исполнении игры боем. Способ крепления струн в подставке может так же отличаться от способа, используемого в классической гитаре. Струны на эстрадных гитарах, преимущественно, металлические, реже синтетические. Рисунок 7. Акустические гитары дредноут и джамбо  На данный момент существует множество форм акустических гитар, но сосредоточимся на основных ее видах: Дредноут – акустическая гитара, что характерна увеличенным корпусом «прямоугольной формой». Она обладает повышенной громкостью и преобладанием низких частот в тембре. Была разработана в 20-х годах ХХ века знаменитой фирмой «Мартин», которая до сих пор является стандартом гитаростроения. В 20-х годах акустическую гитару использовали для игры на гитаре кантри и популярной музыки, в 50-х на ней исполняли домашнюю музыку бардовских стилей, акустический блюз. Джамбо — акустическая гитара с металлическими струнами, которой свойственна более округлая, нежели у остальных гитар, форма и очень крупный размер корпуса. Это дает ей относительно более громкое звучание. Такие инструменты предназначены в основном для аккомпанемента (пению или соло-инструментам) и используются по большей части в рок, поп, блюз, кантри музыке. Такие гитары идеальны в роли ритм-гитар, когда в наше время они стали относительной редкостью. Полуакустические гитары – это гитары, на которых можно играть, как через звукоусиливающую аппаратуру, так и без таковой. Но не рассчитывайте, что этот тип гитар будет, без аппаратуры, звучать так же, как акустические гитары. Нет. И громкость уступает, и баланс частот не тот. Рисунок 8. Первая электрогитара «frying pans»  Электрогитара. Качественно звучащие гитары, подключённые к специальной аппаратуре. Электрогитара является прямой наследницей классической гитары, поэтому для желающих научиться играть на электрогитаре, сначала нужно освоить курс классической гитары. Электрогитара — разновидность гитары с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики. Слово «электрогитара» возникло от словосочетания «электрическая гитара». Гитара Gibson конструкции Леса Пола в XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука, появилась на свет в обличии нового типа гитары — электрической. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером. Эти инструменты, будучи сделанными из алюминия, получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»). Нужно отметить, что применение звукоснимателей в джаз-бэндах 30-40-х годов ХХ века привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшийся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала полноправной королевой нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока. В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобрели электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: Лес Пол (утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 20-х годов) и техасский джазмен Эдди Дерхэм (Eddie Durham), который в 1928 году вошел в состав группы Уолтера Пэйджа The Blue Devils. Значимой звездой электрогитары стал Чарли Кристиан, который приобрел широкую известность в 1939-42 годах, но заслуженной славы достичь не успел (в 23 года умер от туберкулеза). Историки джаза утверждают, что именно он стал ключевой фигурой в истории современной электрогитары, оказав влияние на творчество таких мастеров, как Элдон Шэмблин, Мерл Трэвис, Хэнк Томпсон, Чет Эткинс, Билл Блэк, Джимми Брайант, Барни Кессел, Тэл Фарлоу, Уэс Монтгомери. Рисунок 9. Современные гитаристы-виртуозы: Джимми Хендрикс, Ингви Мальмстин, Джефф Бек  Вот и вся история современной гитары. Осталось только добавить, что во многом сама конструкция инструмента предопределяет для какого вида музыки он используется. На звучание гитары влияют ее вид, техника игры на гитаре, сорт дерева из которого сделан инструмент. В зависимости от сорта дерева некоторые инструменты лучше звучат в студии, а другие лучше на сцене. Это зависит и от усиления и настроек распределительного пульта. Но это уже отдельная история, которая освящена в следующей статье об звукоизвлечении. Александра Глущенко 21.10.2012

Источник