07-06-2018 14:40

Программа обучения игре на электрогитаре

Играть упражнения или реальную музыку? Изучать теорию или заниматься практикой? Уделять внимание соло или риффам? Снимать партию электрогитары на слух или же разбирать по табулатурам? Эти и другие вопросы не дают покоя огромному количеству желающих научиться (а также пытающихся учить) играть на электрогитаре. В этой связи на различных гитарных порталах, как в России, так и за рубежом, высказывалось достаточно много гитаристов разного уровня, что способствовало формированию гигантского спектра точек зрения (буквально "из крайности в крайность"). Таким образом, основываясь на информации из всемирной паутины, начинающему или даже продвинутому гитаристу, не имеющему за плечами достаточного опыта преподавательской деятельности, вряд ли удастся сделать объективные выводы на этот счет. Людям, пытающимся найти ответы на вышеназванные нетривиальные вопросы, фактически приходится самостоятельно составлять собственную программу обучения игре на электрогитаре. Обычно это является прямой обязанностью преподавателя (составление индивидуальной программы обучения и индивидуального плана работы), но, к сожалению, по различным причинам позволить себе занятия могут далеко не все желающие. Именно для них (а также для интересующихся преподавателей) я постараюсь объяснить свою точку зрения на то, как именно должна формироваться программа обучения. В случае грамотно составленной программы, у гитариста в процессе обучения накопится полный арсенал технических элементов, который позволит самостоятельно без каких-либо проблем сыграть желаемые произведения. Иными словами, музыкальный вкус и подборка произведений для обучения не всегда совпадают (в случае отсутствия альтернативных вариантов), что в свою очередь не запрещает гитаристу пользоваться полученными знаниями в угодной для него музыке. В результате выполнения грамотно составленной программы обучения гитарист должен получить в свое распоряжение нижеперечисленные профессиональные качества: 1. Постоянное выполнение общих принципов игры на электрогитаре 2. Формирование критериев оценки качества собственной игры 3. Умение снять и сыграть в оригинальном темпе абсолютно любую гитарную партию 4. Умение импровизировать 5. Умение создавать собственные композиции любого уровня сложности Наличие у гитариста указанных качеств является необходимым условием его профессионализма

Общие принципы игры на электрогитаре. Основы игры на гитареВам будет интересно:Общие принципы игры на электрогитаре. Основы игры на гитаре

Постановка левой рукиВам будет интересно:Постановка левой руки

Постановка правой рукиВам будет интересно:Постановка правой руки

Подготовительные мероприятия Итак, программа обучения игре на электрогитаре должна включать в себя следующие разделы: Постановка рук (в случае необходимости) Упражнения на технику игры на электрогитаре Элементы теории музыки Риффы Соло Лики (клише) известных гитаристов Съем произведений на слух Практика записи электрогитары (работа в студии) Импровизация и создание собственных композиций (включая создание минусовок) Прежде чем приступать к составлению и выполнению программы обучения, необходимо разобраться со своим звукоизвлечением на примере простейших фраз. Для этого я предлагаю самостоятельно пройти диагностику работы правой руки. Также настоятельно рекомендую ознакомиться с общими принципами игры на электрогитаре. Надо разобраться, какой смысл несет в себе каждый принцип, что нужно сделать для его выполнения. К сожалению, сразу научиться выполнять все 10 принципов игры на электрогитаре невозможно. По моему глубокому убеждению, в самом начале обучения (до выполнения программы) надо научиться одновременно выполнять принципы ритмичности, динамичности, чистоты, синхронизации и импульсивности. Только после этого можно приступать к первым риффам, на которых гитарист начнет работу над переменным штрихом, амплитудой, скоростью и углом атаки медиатора и т.п. Далее, научившись выполнять 5 вышеуказанных принципа, уже в процессе выполнения программы к ним необходимо будет добавить оптимальность. И только после успешной посадки в руки уже 6 принципов следует обращать внимание на скорость, мелодичность, драйв и креатив. Если пропустить вышеописанные действия, гитарист значительно усложнит себе работу, так как у него не будет четкого понимания, почему его звук настолько сильно отличается от оригинала. В случае же недостаточно развитого слуха или банальной невнимательности, можно «пройти» всю программу с некачественным звукоизвлечением, а потом обвинять свою электрогитару, комбик или процессор в том, что они недостаточно хороши и «не могут звучать фирмово». Советую запомнить раз и навсегда: 95% качества звукоизвлечения зависит от рук, и только на остальные 5% оказывают влияние гитары, усилители и пр. Читайте статью "Формирование гитарного звука"

Построение программы обучения Наконец-то можно поговорить о самой программе обучения игре на электрогитаре. В течение своей преподавательской деятельности мне удалось сформировать достаточно интересную, разнообразную и главное эффективную программу обучения игре на электрогитаре. Ниже представлен перечень элементов программы в соответствующем порядке выполнения. В скобках расшифровывается общая задача каждого элемента (рифф, соло, легато, стаккато и т.п.).

Как выбрать гитару новичкам или бывалым, под какой стиль музыкиВам будет интересно:Как выбрать гитару новичкам или бывалым, под какой стиль музыки

ПЕРВЫЙ ЭТАП:

1. Нотная грамота, переменный штрих (Theory + Riff) 2. May Lian's Riff (Riff) 3. ACDC - Highway to Hell (Riff) 4. ACDC - Thunderstruck (Riff) 5. John Petrucci - Exercise Stretching (Warm-up) 6. Legato Lick (Legato) 7. ACDC - Back in Black (Riff) 8. Motley Crue - Dr. Feelgood (Riff) 9. Van Halen - Ain't Talkin Bout Love (Riff) 10. Satellite Party - Insanity Rains (Riff) 11. Диатонические лады, стаккато (Theory + Staccato + Picking) (!) 12. Godsmack - Cryin' Like A Bitch (Riff) 13. Extreme - Kid Ego (Riff) 14. Golden Sequence (Picking) 15. Ozzy Osbourne - I Dont Want To Change The World (Riff) 16. Диатонические лады, легато (Legato + Hybrid Picking) (!) 17. Van Halen - Mean Street (Riff) 18. Extreme - When I'm President (Riff) 19. May Lian's Tapp (Tapping, Double Tapping) 20. Skid Row - Monkey Business (Riff)

ВТОРОЙ ЭТАП

21. Интервалы, аккорды, диатонические шкалы (Theory) 22. Extreme - Peacemaker Die (Riff) 23. Paul Gilbert's Arpeggios (Legato) 24. Extreme - Little Girls (Riff) 25. Заполненная пентатоника, пассажи (Theory + Legato) 26. Ozzy Osbourne - Desire (Riff + Solo) 27. Guns'N'Roses - Welcome To The Jungle (Riff + Solo) 28. Юрий Сергеев - Metal 7 (Riff) 29. Кирилл Сафонов - Sweet Home (Solo) 30. Richie Kotzen - So Cold (Riff) 31. Slash - Anastasia (Riff + Solo) 32. Arpeggios (Sweep + Theory) (!) 33. Кирилл Сафонов - Juniors (Solo) 34. Extreme - Warheads (Riff) 35. Условно-диатонические лады (Theory + Staccato) 36. Bullet For My Valentine - Heart's Burst Into Fire (Riff) 37. Кирилл Сафонов - Reason (Solo) 38. Mourning Widows - Paint The Town Red (Riff) 39. Paul Gilbert’s Licks (Staccato + Legato) 40. Pink Floyd - Another Brick In The Wall (Solo)

ТРЕТИЙ ЭТАП:

41. Whitesnake - Love Will Set You Free (Riff) 42. Ozzy Osbourne - No More Tears (Solo) 43. Greg Howe’s Licks (Sweep) 44. Extreme - It('s a Monster) (Riff) 45. Кирилл Сафонов - PaPa (Solo) 46. Юрий Сергеев - Sergeev's Swing (Riff) 47. Joe Satriani - Midnight (Double Tapping) 48. Кирилл Сафонов - Upbeat Blues (Solo) 49. Extreme - Confortably Dumb (Riff + Solo) 50. Юрий Сергеев - Nimnul's Guitar (Riff + Solo) 51. Горизонтальная импровизация, модальные лады (Theory) 52. David Wallimann's Fusion Licks (Sweep + Legato) 53. Joe Satriani - Cryin (Solo) 54. Reb Beach - Cutting Loose (Riff) 55. May Lian - Monologue (Solo) 56. Extreme - Suzi (Wants Her All Day What) (Riff + Solo) 57. Bloodline - Stone Cold Hearted (Riff + Solo) 58. Extreme - He-Man Woman Hater (Riff) 59. May Lian - Blues (Solo) 60. Rick Graham's Licks (Economy Picking, Sweep, Legato)

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП:

61. Dream Theater - Another Day (Solo) 62. Ozzy Osbourne - Bark At The Moon (Riff + Solo) 63. David Lee Roth - Drop In The Bucket (Riff + Solo) 64. Extreme - Get The Funk Out (Riff + Solo) 65. Yngwie Malmsteen - Trilogy (Suite) (Solo) 66. Extreme - Pornograffitti (Riff) 67. Liquid Tension Experiment - Freedom of Speech (Solo) 68. Van Halen - Hot For Teacher (Riff + Solo) 69. Dream Theater - The Root Of All Evil (Riff + Solo) 70. Steve Vai - The Crying Machine (Solo) 71. Extreme - Decadence Dance (Riff + Solo) 72. Andy Timmons - Groove Or Die (Solo) 73. Extreme - Cupid's Dead (Riff) 74. Dream Theater - The Best Of Times (Solo) 75. Mr. Big - Addicted to that Rush (Riff + Solo) 76. May Lian - Swing (Riff + Solo) 77. Кирилл Сафонов - Keep At A Distance (Riff + Solo) 78. Paul Gilbert - Scarified (Solo) 79. Кирилл Сафонов - Shuffle (Riff + Solo) 80. David Lee Roth - It's Showtime! (Riff + Solo) 81. May Lian - Grief (Solo)

Элементы, отмеченные (!) являются обязательными для выполнения втечение всего периода увлечения игрой на электрогитаре (необходимо уделять им 20-30% от времени каждого занятия), т.к. при правильном использовании эти упражнения позволяют достичь качественного выполнения технических элементов, а также поддерживать руки в хорошей физической форме. Это позволит гитаристу использовать свип, легато, пикинг, гибрид-пикинг и т.д. в различных музыкальных контекстах, не теряя при этом времени на посадку данных технических элементов в руки. Мои композиции, а также композиции блестящего преподавателя Юрия Сергеева можно послушать на странице Аудио, а также скачать с Soundcloud. Остальные треки без труда можно найти в интернете, в том числе живые исполнения и видеоразборы на Youtube. Большая часть элементов программы сопровождается табулатурами моего производства в формате .gt5 (Guitar Pro). Это сделано для упрощения работы над учебной программой. Мои студентам открыт доступ к полному набору вспомогательных материалов, включая табулатуры и видеоуроки. Остальные желающие могут ознакомиться с образцами, пройдя по ссылкам в программе. Хочу отметить, что партии электрогитары прописаны мной с точностью до направлений взмахов правой кисти, не говоря уже о мелизмах, демпферах и пр. Найти такие в свободном доступе крайне сложно Читайте статью "Табулатуры: польза или вред?" Последовательность и содержание элементов программы рассчитана по принципам возрастания сложности и минимизации пересечений общих задач. Кроме того, немаловажным является тот факт, что отработка каждого последующего элемента помогает лучше посадить в руки предыдущий. Также следует отметить довольно большое количество реальных произведений в программе. Подобное соотношение их с упражнениями позволяет отрабатывать технические элементы, а также их комбинации в контексте настоящих гитарных партий, что существенно повышает грамотность и разносторонность гитариста, увеличивая его словарный запас.

Дополнение к учебной программе Однако данный список не будет до конца полным, если к нему не добавить следующее:

а) Регулярные сессии звукозаписи пройденного материала, без которых невозможно составить до конца объективное мнение относительно собственной игры. Это объясняется тем, что во время игры на электрогитаре большая часть сознательного мышления занята непосредственно звукоизвлечением, а на оценку его качества остается не так много ресурсов. Таким образом, гитарист начинающего или даже среднего уровня не заметит 50-70% своих ошибок. Регулярная звукозапись дисциплинирует музыканта в плане звукоизвлечения и приучает к эстетически и технически верному исполнению;

б) Съем композиций на слух. Это как езда по навигатору: если вы поедете в незнакомое место по навигатору, то через пару дней скорее всего не найдете его самостоятельно. Но если же вы поедете, ориентируясь по карте и по местности, то даже через неделю вы без проблем доберетесь в пункт назначения вновь. Иными словами: пока гитарист не научится снимать вещи без использования нот, табулатур, видеоразборов и пр., он никогда не сможет распознать на слух даже элементарные характерные для электрогитары обороты. Я рекомендую не стесняться начинать съем на слух даже с самых простых партий. Напрашивается простейшая аналогия: ученику средней школы никогда не предложат доказать гипотезу Пуанкаре. Гитаристы, желающие выполнить программу самостоятельно, будут вынуждены снимать больше композиций, чем студенты, занимающиеся у преподавателя. С одной стороны, это несколько притормозит темп разбора материала, но с другой, подарит ценнейший опыт распознавания и понимания гитарных партий, а это, несомненно, ценная инвестиция в свой будущий профессионализм.

История игры на гитаре, происхождение гитары и ее видыВам будет интересно:История игры на гитаре, происхождение гитары и ее виды

Еще раз напомню, что программа не просто может, а должна поддаваться корректировке. По своему опыту могу сказать, что еще ни разу не было случаев, когда мне не приходилось верстать программу для своих студентов. Все люди разные, и из этого следует, что кто-то силен в чем-то одном и слаб в другом, а кто-то наоборот. Например, если у гитариста все в порядке с рифами или с соло, то он может пропустить ненужные ему элементы программы или же заменить их на более актуальные произведения с целью отработки проблемных моментов. Я как преподаватель делаю индивидуальную выборку элементов из данной программы для каждого студента, которые расставляются в оптимальном для него порядке. В процессе обучения выборка также может меняться в зависимости от успеваемости обучаемого по тем или иным направлениям, а также дополняться элементами, которые студент желает сделать. От правильного тасования элементов программы напрямую зависит скорость, эффективность и качество обучения каждого конкретного гитариста.

Заключение По моему глубокому убеждению, у человека, реализовавшего данную программу (имеется в виду научившегося выполнять все ее элементы), будут открыты все музыкальные, творческие, профессиональные пути. У него не останется вопросов, как играть соло на электрогитаре или какие бывают аккорды для электрогитары. В среднем мои студенты, получая новый материал на еженедельных двухчасовых занятиях и самостоятельно отрабатывая его, проходят программу за 2-2,5 года. С промежуточными результатами работы некоторых из них можно ознакомиться здесь (записи сделаны в процессе обучения, срок которого составил от полугода до полутора лет). Желающим пройти программу самостоятельно следует отдавать себе отчет в том, что они потратят ощутимо больше времени на ее реализацию. Это объясняется необходимостью самостоятельно разбирать элементы программы (с использованием видеоразборов, табулатур, а также съема на слух), в отличие от студентов, которым преподаватель «разжевывает» материал вплоть до самых мелочей. Кто-то может со мной не согласиться относительно выбора произведений или процентного соотношения реальных партий и упражнений. Напомню, что я лишь делюсь своим опытом и мнением относительно построения образовательного процесса. Далее желающие могут принять программу в чистом виде или сделать из нее свою выборку, добавив или убрав элементы, которые считают нужными. Выполняя учебную программу самостоятельно, очень важно не потерять объективность оценки качества собственной игры. Необходимо вслушиваться в звучание буквально каждой ноты, делая выводы относительно ее положения в ритме, динамического уровня, чистоты звучания, оптимальности извлечения и пр. Без преподавателя это будет сделать довольно сложно, но возможно. В любом случае, при достижении положительных результатов почувствуется мощный кайф от правильной игры на электрогитаре, и музыкант будет получать огромное удовольствие, как от самих занятий, так и от своих звукозаписей и живых выступлений. Ведь в первую очередь, именно с этой целью большинство людей берут в руки электрогитару, и не стоит об этом забывать.

Записывайтесь на обучение Очная форма обучения Дистанционная форма обучения Обучение по Skype

Источник