07-06-2018 14:23

Пальцы, ногти, медиатор и другие способы игры на гитаре (часть 1)

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня я хочу рассказать Вам о способах и методах звукоизвлечения при игре на гитаре, проведя обзор самых популярных техник, приемов и предметов, с помощью которых можно добиваться разнообразного звучания Вашего инструмента. Надеюсь, что после прочтения этой статьи и просмотра всех видео Ваш гитарный кругозор заметно расширится. Пальцевая техника Пальцевая техника подразумевает работу правой руки почти без вмешательств инородных предметов («почти» из-за накладных и наклеиваемых когтей). Эта техника берет свое начало у классической гитары с момента её появления. Но по ходу развития гитарного мастерства, техника пальцевой игры совершенствовалась и теперь можно выделить несколько способов игры на гитаре пальцами. С него-то и начинают все без исключения гитаристы, у которых только что появилась гитара. Подразумевает данный способ обязательную «классическую» постановку правой руки таким образом, чтобы запястье не касалось корпуса гитары. При такой постановке возможна максимальная скорость игры с минимальной усталостью пальцев гитариста. Кроме этого, важно при игре на гитаре  держать палец «р» (большой палец правой руки) не в кулаке, не напротив указательного, а двигать им как бы «вокруг» остальных пальцев, при этом, если посмотреть вниз на свою правую руку, нужно видеть «треугольник» между струной, указательным (i) и большим пальцем (р). Этот треугольник может быть большим, маленьким, средним – на Ваш выбор. Главное, чтобы он был. Зачем? Чтобы работали только пальцы без участия запястья или локтевого изгиба, потому что если Ваш большой палец будет находиться напротив указательного, то Вы не сможете выполнить четкий щипок без «подпрыгивания» кистью, что недопустимо при пальцевой технике игры на гитаре. Если Вы будете прятать Ваш большой палец внутрь кулака, то остальные пальцы (I, m, a, e) расположатся под острым углом к струнам, что повлечет за собой звукоизвлечение с шерохом и скрипом пальцев (ногтей) об струны. Руку (особенно кисть) при этом не напрягать. Она должна просто свисать вниз, а работать нужно пальцами. Ниже я привожу иллюстрацию классической постановки правой руки. Вариант «А» — правильный, В — неправильный. Хочу добавить к пальцевой теме описание способ игры на гитаре пальцами: Безногтевой способ игры на гитаре Подразумевает звукоизвлечение при помощи подушечек пальцев путем небольшого оттягивания и отпускания струны под небольшим углом вверх в сторону запястья. Звук будет приглушенным, но равномерно тихим. Чтобы добиваться более громких звуков, необходимо сильнее поддергивать струну, что может привести к быстрой усталости пальцев при отсутствии опыта игры. Этот метод подойдет для начинающих, как первый шаг к освоению. После него можно переходить на Ногтевой способ игры на гитаре Звуки, сыгранные ногтями, чётче, громче и ярче. Но для игры с помощью ногтевого способа мало просто отрастить ногти. Большинство учебников пишет, что ногтевая пластина должна быть длиннее пальца (в среднем по учебникам) на 1-3 и до 5 мм и иметь закругленную или квадратную форму. И всё. Хочу добавить от себя, что здесь важно, в первую очередь, оценить несколько моментов, чтобы подобрать оптимальную длину ногтей:

Пальцы, ногти, медиатор и другие способы игры на гитаре (часть 2)Вам будет интересно:Пальцы, ногти, медиатор и другие способы игры на гитаре (часть 2)

Уход за гитарой и правила ее хранения (часть 1: хранение гитары и транспортировка)Вам будет интересно:Уход за гитарой и правила ее хранения (часть 1: хранение гитары и транспортировка)

Уход за гитарой и правила ее хранения (часть 2: средства по уходу за гитарой и их использование)Вам будет интересно:Уход за гитарой и правила ее хранения (часть 2: средства по уходу за гитарой и их использование)

Высота Вашего запястья относительно струн. Чем оно выше, тем ногти должны быть короче Техника игры. Если Вы чаще играете апояндо (с опорой на соседнюю струну после атаки), то Вам больше подойдут короткие ногти (1-1,5 мм), если любите тирандо (без опоры на соседнюю струну), особенно с быстрым тремоло, то отращивайте ногти длиннее, чем 1,5 мм. Здоровье ногтей. В случае с тонкими и ломкими ногтями, большую длину отрастить не получится, так как они будут ломаться. Здесь есть три варианта выхода из положения: 2-3 слоя укрепляющего лака, надевание специальных «когтей» и приклеивание многоразовых синтетических (обычно акриловых) накладных ногтей (специальных) на родную ногтевую пластину специальным гелем. Отвечаю на вопрос о нарощенных в салоне ногтях: «НЕТ!». Они очень быстро стираются и ими крайне неудобно играть на гитаре. Ухаживайте за Вашими ногтями и следите за их сохранностью. Если привык играть с ногтями, то без них уже не сможешь. Поэтому думайте, прежде чем за что-то схватиться. Враг №1 для ногтей – дверные ручки. Будьте осторожны. А так же обязательно следите за гигиеной ногтей. Грязи под ними быть не должно.

Теппинг Теппингу я в своих дальнейших очерках обязательно посвящу отдельную статью в своем гитарном блоге. Сейчас кратко опишу данный вид звукоизвлечения. Теппинг (техника больше характерна для электрогитары) подразумевает работу либо одной руки на грифе (одноголосый, как у Van Halen), либо обеих (полифонический, как у Stanley Jordan  или Энвера Измайлова). Я не говорю конкретно о левой или правой руках, так как статью могут читать и левши, поэтому в этом абзаце будем различать их иначе. Пальцы при теппинге совершают постоянные легатные приемы hammer on (восходящее легато), pull off (нисходящее легато), slide (глиссандо) и иногда band (подтяжки). При работе одноголосым теппингом, вторая (свободная) рука может глушить лишние струны, встав ниже положения играющей руки. При полифоническом теппинге для глушения лишних нот возле верхнего порожка можно надевать обычную резинку для волос. Гитаристу широкого профиля, вроде меня, которые играют на всех видах гитар, тяжело работать теппингом с длинными ногтями, поэтому длина моих ногтей обычно не превышает 3 мм или я использую медиатор для ударов по грифу. Важно выполнять приемы четко, точно и с одинаковой силой, чтобы не было скачков по динамике. Изобретение теппинга вывело игру на гитаре на новый уровень. Синонимом данного метода является «фортепианная техника», что подразумевает использование до 10-ти пальцев рук (особенно, если положить гитары на специальный стол или колени). Сложность этого метода оправдывается эффектностью и завораживающими мелодиями, которые можно сыграть этим способом.

Игра чесом («боем») Этот способ игры характерен для эстрадного исполнения песен при аккомпанементе вокалу. Как «неклассический» метод, он мало описан в учебниках высшей гитарной школы, но и у него есть некоторые нюансы. А именно, если при пальцевой игре важно держать кисть неподвижной, то здесь запястье должно работать на всю свою амплитуду, немного «докручивать» локтевым изгибом, а пальцы, держась в легком напряжении, практически не гнутся. Запомните правило №1 работы чесом: рука должна быть расслаблена! Никакого напряжения. Отдыхайте между ударами по струнам, подобно отдыху пловца между загребанием очередной порции воды в бассейне, иначе у Вас очень быстро устанет рука. Сам метод являет собой постоянное логичное (изредка может показаться, что хаотичное) чередование ударов вверх и вниз, при которых соблюдается определенный ритмический рисунок. Секрет успеха работы боем в том, что он должен выглядеть легко. А точнее, чтобы Ваши движения казались легкими, будто Вы без напряжения просто машете рукой. Фингерстайлы Данный метод игры на гитаре зародился относительно недавно и является компиляцией пальцевой техники классической гитары и работы чёсом на эстрадной (а часто еще и с теппингом, перкуссивной техникой, пиццикато и т.д.). Смысл этого способа игры состоит в том, что гитаристом одновременно играется и сольная (мелодия) и ритм (аккомпанемент) партии, превращая гитару в «Оркестр в миниатюре». Важными аспектами являются такие отточенные приемы, как: Fingerpicking (фингерпиккинг) — пальцем «з» играется басовая партия, остальные пальцы играют соло на тонких струнах. Travis picking (трэвис пиккинг) — чаще используется на эстрадной гитаре с металлическими струнами. Палец «р» так же играет басы, но остальные пальцы обыгрывают аккорд щипками Percussive fingerstyle (перкуссивный фингерстайл) — здесь появляются «мертвые» ноты, которые мы выстукиваем ладонями, пальцами или ногтями по разным частям гитары (в основном по верхней деке или обечайке). Таким образом мы к мелодии и ритму получаем еще и ударные. Это наиболее сложный и эффектный способ игры. А вот пример фингерстайла одного из лучших мастеров этого способа игры:

А в следующей части я расскажу об игре медиаторами, их видах и еще много интересного. Пишите Ваши пожелания в комментариях, делитесь ссылкой с друзьями, добавляйте сайт в избранное. С Вами был Алексей Грифф. До новых встреч!

Источник