07-06-2018 14:24

Зачем нужна музыкальная теория? Часть II (высота, длительность, громкость)

Высота звука или «уроки гитары и физика» Здесь мы с Вами поговорим о связи музыки и физики, чтобы максимально понятно раскрыть суть базовых музыкальных понятий. Итак, с точки зрения сухой и скептической науки о естествознании, музыка — это всего лишь распространение упругих механических волн в газах, жидкостях и твердых телах, обычно вследствие колебания какого-то твердого тела. Колебания гитарной струны при игре на гитаре, колебания язычков при игре на аккордеоне, колебания голосовых связок при пении и прочие колебания внутри акустических музыкальных инструментов порождают собой механические гармонические (с последующим затуханием) колебания воздуха, или электрические, переходящие в механические колебания диффузоров динамиков, в электромузыкальных инструментах (синтезатор). Более двух с половиной тысяч лет назад Аристотель заметил, что звук образуется при воздействии на воздух, а Пифагор со своими учениками исследовал гармонические созвучия, используя струны разной длины. Мы слышим звуки благодаря движению воздушных масс. Легче всего это рассмотреть на примере толстой гитарной струны. Если отклонить ее от положения равновесия, то, совершая колебания, струна перед собой будет создавать зону давления, а за собой – зону разряжения, образуя вокруг себя попеременно зоны увеличения и уменьшения плотности воздуха, которые расходятся в разные стороны, как круги на воде, в которую бросили камешек. Эти чередующиеся зоны давления и разрежения создают звуковую волну, которую мы можем услышать. Важно помнить, что сам воздух никуда не перемещается, молекулы передают энергию звуковой волны соседним частицам. Эти колебания могут передаваться не только по воздуху, а и через твердые тела. Так, благодаря этим колебаниям, мы слышим через стены и закрытые окна, как сосед по даче в 6 утра пилит дрова. Т.е., звуковая волна передает энергию стенам и стеклам, а они в свою очередь, молекулам воздуха помещения, где мы находимся. Но все ли звуки интересуют музыкантов, или только определенные? Давайте классифицируем все природные звуки, которые мы можем услышать:

Топ 7 причин сложностей начинающих гитаристов при освоении гитарыВам будет интересно:Топ 7 причин сложностей начинающих гитаристов при освоении гитары

Статья о пользе уроков игры на гитареВам будет интересно:Статья о пользе уроков игры на гитаре

Пальцы, ногти, медиатор и другие способы игры на гитаре (часть 1)Вам будет интересно:Пальцы, ногти, медиатор и другие способы игры на гитаре (часть 1)

Шумы. Звуки, не имеющие высотного звучания (шорох, скрип, гудение, стук, треск и т.д.). Почти все ударные инструменты являются шумовыми (барабаны, шейкеры, маракасы, треугольник и прочие инструменты перкуссивной группы), которые используются для украшения музыкальной композиции. Самый простой способ отличить шумовой музыкальный инструмент от не шумового, это сыграть на нем мелодию. На шумовом Вы этого не сделаете. Звуки, которые не имеют определенную высоту звучания (птичье пение, клаксон автомобиля, свисток физрука и т.д.) Музыкальные звуки. Это звуки, которые имеют определенную высоту звучания согласно значениям высот нот равномерно-темперированного строя.

Описанные ранее сгустки плотности воздуха могут чередоваться с разной частотой. Помните, колебания открытой 6-й струны на гитаре более заметны, чем колебания 1-й струны на 12 ладу? Потому что звуки гитары на 6-й струне и на первой расположены в разных октавах и имеют разную высоту. Те, что выше, имеют большую частоту колебаний, которые сложнее рассмотреть в реальном времени. А понятие высоты тождественно понятию частоты в физике. Наименьшей единицей высоты в музыке является полутон равномерно темперированного строя (каждый полутон делится на 100 центов). В физике частота измеряется в Герцах (Количество колебаний за единицу времени, 1 Гц=1 колебание в секунду). Но я бы испытал огромный моральный дискомфорт, если бы мой учитель гитары сказал мне однажды: «Создай-ка мне созвучие из высот в 110 Гц, 164,81 Гц, 220Гц, 261,63 Гц и 329,63 Гц». После этого вопроса я бы бросил уроки гитары. Но, благодаря собственной уникальной музыкальной терминологии, мы получили упрощенные значения частот, указанных моим учителем гитары, а именно: Ля большой, ми и ля малой, до и ми первой октав, или попросту аккорд Ля-минор или Ам, если говорить об их созвучии. Для того чтобы не использовать численные обозначения звуковых частот, в музыке придумали свою систему записи высоты звуков на нотном стане. Так, как человек способен воспринимать звуки высотой от 16 до 20000 Гц, диапазоны всех музыкальных инструментов лежат в этих пределах. Разберем это на примере фортепиано, как самого распространенного полифонического (можно извлекать более одной ноты одновременно) музыкального инструмента: Диапазон гитары меньше, чем у фортепиано, но она тоже является полифоническим музыкальным инструментом. Ниже я привожу таблицы, в которых виден диапазон гитары и частоты звуков, которые мы используем при игре на гитаре.

Пальцы, ногти, медиатор и другие способы игры на гитаре (часть 2)Вам будет интересно:Пальцы, ногти, медиатор и другие способы игры на гитаре (часть 2)

Только вот ноты на гитаре отличаются написанием и звучанием на одну октаву вверх (ноты большой октавы пишутся в малой, первой октавы пишутся во второй и т.д.) Это сделано для удобства, чтобы можно было использовать только один ключ – скрипичный, иначе ноты для гитары были бы двустрочными, как у фортепиано иди аккордеона. Уроки гитары с преподавателем помогут Вам быстро разобраться во всем этом. Громкость звука Когда я учился, мои первые уроки игры на гитаре постоянно сопровождались фразой учителя: «Следи за динамикой исполнения». В частности, он имел в виду работу с громкостью, которую гитаристы могут контролировать правой рукой, играя громче или тише. А что же такое громкость? Это довольно субъективное понятие и зависит только от индивидуального восприятия на момент слышимости. Возьмем для примера рок-концерт. Когда мы находимся в приподнятом настроении на стадионе или в помещении, где проходит это мероприятие с участием наших любимых команд, для нас это не является громким. А теперь давайте представим, что мы спим (или только проснулись) и резко включилась музыка с таким же уровнем громкости, как на рок-концерте. Это уже будет для нас довольно громко. Поэтому громкость и является относительным понятием, хотя ее тоже можно измерить. Для измерения громкости существует единица Бел. Но громкость в 1 Бел находится в десятикратном увеличении порога слышимости человека, поэтому на практике мы используем единицу в 1 децибел (1 дБ = 0,1 Б). Разная громкость может по-разному влиять на человека, как видно из таблицы ниже: Громкость звука определяется его амплитудой: чем больше значение амплитуды колебаний звуковой вол¬ны, тем выше громкость. Колебания гитарной струны затухают вместе с амплитудой колебаний и громкость звука постепенно уменьшается. И наоборот, чем сильнее мы ударим по струне, тем самым мы увеличим амплитуду колебаний и получим более громкий звук. Важно знать, что громкость звука зависит от чувствительности уха слушателя к определенному звуку. Самая высокая чувствительность у нас лежит в диапазоне от 1 до 5 кГц. Поэтому высокий женский голос сопрано или крик ребенка с частотой в 1000 Гц воспринимается нашим слухом как более громкий, чем мужской бас, частотой колебаний 200 Гц при одинаковой амплитуде колебаний голосовых связок. Умение применять на практике различные динамические оттенки сделают игру на гитаре более выразительной и эмоционально насыщенной. Напомню Вам их названия: Более детальный разбор динамических оттенков с крещендо, диминуендо, сфорцандо, стаккато и пр. ждите в одной из моих следующих статей. А если кому нужно срочно – пишите на странице «Вопрос-ответ» и я отвечу Вам скорее. Длительность Одна из самых болезненных тем для начинающих чтецов с листа. Давайте попробуем разобраться и в этом вопросе. Уверен, что каждый, кто читает эту статью, умеет различать время. В смысле, может узнать который час глядя на часы и дату, глядя в календарь. В отличии от живописи или скульптуры, музыкальную композицию нельзя оценить мгновенно. Иногда людям не нравится вступление к песне, и они переключают ее на другую. Но, как оказывается позже, сама песня очень даже хорошая. Почему переключили? Потому что не дослушали. Если глянув на картину, можно мгновенно распознать что на ней изображено (натюрморт, пейзаж, портрет), а уже потом три часа любоваться глубиной мазков, то для оценки нюансов и динамических оттенков в песне ее нужно слушать все время. К чему я веду? К тому, что музыка – единственный вид искусства, который распространяется во времени. Распознавая временные величины, мы выучили самую элементарную из них, это – секунда. 60 секунд – минута, 60 минут – час, 24 часа – сутки и т.д. Так почему же некоторые при игре на гитаре, фортепиано и прочих музыкальных инструментах испытывают сложности в названиях временных промежутков музыки? Здесь же все так же просто, как и при расчете времени, только за элементарную единицу принято условное понятие «счёт». Считать можно быстро, можно медленно. Для этого введено понятие «темп», внутри которого необходимо соблюдать временные промежутки звучания нот, обозначенных в нотном листе. Все ноты содержат в себе определенное количество счетов или доли от одного счета. Целая нота – 4 счета, половинная с точкой – 3 счета, восьмая триоль – треть счета (каждая из трёх нот триоли), шестнадцатая – четверть счета и т.д. Упомним только, что каждой ноте соответствует того же размера пауза. Например, половинная нота – два счета звучим, половинная пауза – два счета молчим. Если сложно запомнить названия, помните хотя бы одно: чема больше на ноте всего навешано (штили, флажки), тем она короче. Чем нота свободнее от всяких дополнительных черточек, тем она длительнее. Всё, товарищи. Вся наука о длительностях нот! Ниже я приведу таблицу с основными длительностями нот. Помните. Важно один раз разобраться и Вы это запомните на всю жизнь, и будете учить других. Исходя из всего вышесказанного в статье, мы можем оценить, как матушка-природа наделила нас способностью слышать звуки и дала нам разум, который смог эти звуки подчинить себе. Люди давно начали изобретать и производить музыкальные инструменты, чтобы окружить себя таким прекрасным видом искусства, как музыка. Давайте же будем использовать огромное наследие предков от Пифагора до Ван Халена (исключая такие тупиковые ветви музыкальной эволюции, как русский рэп, цифровую музыку и проч.), чтобы на основе их знаний творить прекрасные мелодии. В заключение данного раздела хочу добавить, что не нужно бояться изучать то, чему нас учат современные науки. Все, что нас окружает, можно увидеть, услышать, ощутить наощупь и посчитать. Практически для всего в Мире есть своя наука. А для тех, кто считает, будто он находится вне учений, хочу напомнить, например, о гравитации (силе земного притяжения). До тех пор, пока Вы не научились с ней справляться и летать, отрываясь от земли не в своих снах, а наяву, Вы подчиняетесь закону Всемирного тяготения и тоже являетесь объектом естественных наук. Отрицая это, Вы становитесь участником такой науки, как статистика, в пункте «Количество невежественных граждан на долю населения страны». Спасибо, что дочитали до конца. Задавайте вопросы внизу под статьей. Добавляйте в избранное. Впереди еще много интересных статей! С уважением, Алексей Грифф

Источник